Режим дня ребенка в 10 месяцев: таблица с распорядком дня, питания и сна

Дети до 12 месяцев растут с неимоверной скоростью и их распорядок дня меняется каждый месяц. Маме важно успевать перестраиваться под потребности малыша, ведь, чем старше он становится, тем большую активность проявляет, познает мир, осваивает новые навыки. Меняется меню и порядок сна. Как построить режим дня, что бы удовлетворить все потребности крохи?

Распорядок дня для малыша в 10 месяцев

Содержание

    Распорядок дня для малыша в 10 месяцевРежим для малышей на натуральном и искусственном кормлении: разницаНормы снаО питании: сколько и когда кушаемПримерное меню малышаНавыки ребенка
      ФизиологияОбщение и психология

    Развивающие игры по возрастуОб игрушкахПолезные советы для родителей

10 – месячный ребенок становится более самостоятельным и спокойным. Его распорядок дня, если его соблюдать регулярно, стабилизируется. Составляя планы на день, нужно учитывать время приемов пищи, сна, бодрствования. Необходимо оставить место для развивающих занятий, прогулок и свободного игрового периода.

Пример распорядка дня представлен в таблице по часам:

ВремяЗанятие7:00Пробуждение7:30 – 8:00Утренние процедуры8:00 – 9:00Завтрак9:00 – 10:00Бодрствование10:00 – 11:30Первый сон11:30 – 15:30Бодрствование12:30Обед13:00Прогулка15:30 – 17:00Второй сон17:00Полдник17:30Развивающие занятия18:00 – 19:30Бодрствование, игры19:30Купание20:00Ужин20:30 – 21:00Укладывание21:00 – 7:00Ночной сон (с перерывом на одно кормление)

Утренний период бодрствования хорошо занять активными играми, гимнастикой или массажем. Развивающие занятия правильно ставить после сна, когда малыш отдохнул и может немного позаниматься, в вечернее время подвижные игры лучше не ставить, так как есть риск перевозбудить ребенка, тогда он будет плохо засыпать. Полезно позаниматься развитием мелкой моторики, посмотреть книги, поползать или походить. Позволяйте ребенку помогать в домашних делах.

Помните, что такой режим дня примерный, важно прислушиваться к малышу. Есть активные и спокойные дети, совы и жаворонки. Оптимальное время между отдыхом – 3.5-4 часа, в соответствии с этим и строится распорядок.

Режим для малышей на натуральном и искусственном кормлении: разница

Режим дня на грудном вскармливании практически не отличается от распорядка при искусственном кормлении. Единственное отличие в том, что при стрессе, плохом настроении или самочувствие ребенка мама может дать ему грудь для успокоения.

Меню детей в 10 месяцев уже достаточно разнообразное, прикорм занимает большую часть рациона. Грудное молоко и смесь используются лишь для докорма.

Нормы сна

Общая продолжительность сна в 10 месяцев составляет 13–14 часов, из которых 10–11 уходит на ночной сон. Если ребенок здоров и спокоен, то он спит всю ночь, делая перерыв максимум на одно кормление молоком или смесью.

С 9 месяцев рекомендуется делать два дневных сна: один в утреннее время, другой в обеденное, тогда периоды бодрствования не будут слишком продолжительными, ребенок не будет переутомляться. Для хорошего режима лучше вставать с утра не позже 7 часов, тогда расписание перерывов на сон будет выглядеть так:

ВремяСостояние / Продолжительность6:30–7:00Пробуждение9-10:00Первый сон / 1.5–2 часа14–15:00Второй сон /1.5–2 часа20:30–21:00Ночной сон

Некоторые дети в этом возрасте пытаются переходить на один сон. Такой распорядок не рекомендован, так как организм физически не готов так долго бодрствовать. В результате ребенок будет очень рано просыпаться, капризничать перед дневным и ночным укладыванием. Могут наблюдаться нервозность и потеря аппетита, апатия в течение дня.

Если один день не удалось вовремя лечь спать, не прекращайте попытки. В создании режима дня важна цикличность и дисциплинированность. Спать нужно укладываться в одно и то же время, соблюдая при этом ритуалы перед засыпанием (они успокаивают и настраивают на сон, занимают 20-30 минут. В их числе могут быть укачивания, массаж или водные процедуры, сказка или белый шум.

Важно! Если из-за долгого засыпания первый сон мешает второму, сократите его продолжительность.

В 10 месяцев ребенок начинает проявлять характер, могут появляться протесты перед сном. Старые способы укладывания (кормление, укачивания) перестают работать, иногда в этом возрасте начинается период излишнего беспокойства из-за ослабления связи мама – малыш. Не отступайте при первых сбоях режима, при необходимости немного скорректируйте его в соответствии с желаниями малыша, пробуйте новые способы расслабления (ночники, колыбельные, игрушки), старайтесь уделять ребенку достаточно внимания в течение дня, давать ему достаточно активности, но не перегружайте нервную систему.

О питании: сколько и когда кушаем

К 10 месяцам питание ребенка становится разнообразным, в него уже включены фрукты, овощи, разные сорта мяса и каш, кисломолочные продукты. Малыш уже сам может жевать небольшие кусочки и держать бутылочку, поильник.

В сутки достаточно 5 приемов пищи с перерывом 4 часа, смесь или грудное молоко остаются в рационе, но уже в качестве дополнения. Режим дня на искусственном вскармливании предполагает, что ребенок будет есть примерно 200 мл. смеси 3–4 раза в день. Объем грудного молока может меняться в зависимости от чувства сытости ребенка. Рекомендуется прикладывать кроху к груди после пробуждения, перед сном и ночью, остальное время используется прикорм.

Чтобы ребенок рос здоровым, ему хватало витаминов и минералов, его рацион должен быть сбалансированным. В него обязательно включают:

    Фрукты: яблоки, груши, бананы, сливы, персики, абрикосы (в этом возрасте не дают цитрусы, так как велик риск возникновения аллергии).Овощи: морковь, цветная и брюссельская капуста, брокколи, картофель, стручковая фасоль, кабачок, свекла. Если нет проблем с газами, можно давать огурцы и белокочанную капусту.Мясо/птица: телятина, крольчатина, индейка, курица. Дается в виде пюре или фарша (котлеты, фрикадельки).Каши: овсяная, пшеничная, кукурузная. Манная крупа тяжело переваривается, поэтому плохо подходит для раннего возраста. Каши варят на воде или молоке (если нет склонности к аллергии).Кисломолочные продукты: детский творог, кефир, ряженка.Лакомства: сушки, детское печенье.

Потребность в жидкости удовлетворяется смесью или молоком, но дополнительно после еды можно давать воду, травяные чаи (ромашка, чабрец), несладкие компоты. Педиатры не рекомендуют давать покупные соки, так как в них большое количество сахара.

Примерное меню малыша

Каждый раз продумывать, чем накормить малыша, сложно. Опытные мамы готовят меню на неделю, это экономит время. Пример такого рациона представлен в таблице:

День /Прием пищиПервыйВторойТретийЗавтракОвсяная каша 100 г + 100 мл смесиКукурузная каша с яблоком + 100 мл смесиТворог с грушей + 100 мл смесиВторой завтракФруктовое пюре, чай1/2 банана, сушка с компотомМорковный салатикОбедКуриный суп с лапшойОвощной суп с брокколиСуп – пюре из цветной капустыПолдникТворог, детское печенье, компот½ яйца, сушки с чаемФруктовое пюре, ломтик хлеба с маслом, чайУжинПюре из кабачка и картофеля 150 гр, куриная котлета, чайГреча + мясное пюре из телятиныМакароны с отварным куриным филе, компот Важно! При составлении рациона ребенка ориентируйтесь на его особенности: переносимость продуктов, темпы роста, вкусовые предпочтения, наличие или отсутствие ГВ.

Также помните следующие правила:

    все супы варятся на втором бульоне, первый сливается;до года не рекомендуется давать свинину, так как это мясо слишком жирное и перегружает ЖКТ;новые продукты вводятся небольшими порциями, не более одного «знакомства» в день;десятимесячный ребенок уже ест кусочками, но нельзя оставлять его жевать без присмотра.

Развитие ребенка в первый год жизни достаточно стремительно, его навыки отслеживаются в нескольких направлениях: физиология и психология, речь, взаимодействие с окружающими.

Физиология

К 10 месяцам прибавка в весе и росте становится незначительной, в среднем 450 г и 1.5 см. В норме мальчики в этом возрасте весят от 7.5–11.5 кг с ростом 68.5-77.5 см, девочки находятся в границах 7.6–10.9 кг, 66.5–76.4 см.

Малыш уже умеет:

    Уверенно садиться и держать спину.Самостоятельно вставать при наличии опоры. Некоторые детки стараются ходить вдоль стены или перебирать ногами, когда мама держит за две руки.Развивается мелкая моторика. Ребенок может хватать двумя пальцами, крепко держит ложку, двумя руками удерживает бутылочку или чашку. Периодами кроха может предпочитать использовать одну руку, не переучивайте его, в этом возрасте еще не формируется понятие левша – правша, малыш лишь осваивает новые возможности.Хорошо координировать движения во время ползанья (на коленках или по-пластунски).Взаимодействовать с несколькими предметами, например, доставать что – то с помощью ложки, толкать мячик палочкой.С помощью родителей кроха может освоить сползание с дивана. Для этого его нужно развернуть к краю попой и показать, как можно опускать сначала ножки, потом тело.

Это время, когда малыш начинает копировать поведение взрослых, активно осваивать мир вокруг. Поэтому он открывает все шкафы, достает посуду и вещи. Нужно постараться дать ребенку максимально много места, при этом обезопасить пространство.

Общение и психология

Ребенок становится более самостоятельным, у него появляются цели, проявления характера. Малыш может начать упрямиться, отстаивая свои желания. Его речь становится эмоциональной, он может произносить слоги, дополнять их жестами. Иногда детки складывают слоги в простые слова «мама», «баба», «дай». Кроха знает, как лепетом привлечь внимание окружающих, понимает значение отдельных слов, таких как «дай руку», «возьми чашку», «повернись ко мне».

Появляется взаимосвязь между действием и словами, поэтому все манипуляции полезно проговаривать. Заметно, что малыш:

    Выбирает нужный предмет, может показать на него пальчиком;Распознает запреты и похвалу, понимает шутки и смеется;Начинает играть в ролевые игры: качает куклу, разговаривает по телефону, водит машину;Создание и разрушения чего – то становится осознанным, малышам особенно нравится ломать куличи, пирамидки, башни;Интересуется окружающими предметами, новыми вещами;Пытается общаться с другими детьми, проявляет к ним внимание;Помнит, где находятся его игрушки или спрятанный им предмет.

Развивающие игры по возрасту

В раннем возрасте развитие малыша во многом зависит от занятий с ним. Они направлены на совершенствование физических навыков, развитие мелкой моторики, речи. Важный пункт режима дня – это гимнастика. Она выполняется каждое утро и включает в себя:

    сгибание и разгибание ручек, ножек;круговые движения руками и ногами;приседания с поддержкой;приподнимания корпуса из положения лежа на животе;наклоны корпуса в бок;ползание.

В 10 месяцев полезно проходить курс массажа, так как мускулатура малыша быстро развивается, может появиться незначительный тонус в ногах, спине или шеи. Если показаний к медицинскому массажу нет, родители могут разминать спину малыша дома самостоятельно. Пользу приносят занятия на фитболе: покачивания расслабляют мышцы, учат держать равновесие.

Полезными и интересными для ребенка будут игры с простыми заданиями:

Складывание игрушек в определенную коробку. Предметы могут находиться близко или быть разложены на полу комнаты, тогда малышу придется доползать до них.Взаимодействие с бумагой. Белые листы можно комкать, делая из них мячики. Их потом бросают или складывают. Цветные листы можно рвать на мелкие кусочки, занятие хорошо влияет на моторику.Прятки. Покажите ребенку, как вы убрали мячик или игрушку (под одеяло, в ящик, ведерко), попросите его найти предмет. Задание можно усложнять, используя 2–3 вещи.Перекладывание мелких предметов: макарон, фасоли. Отлично подходят игры с другими крупами: на них можно рисовать палочкой или пальцем, в них можно искать «клад». Главное, такие занятия проводить под присмотром взрослых.Переливание воды. В таких играх нужно запастись терпением и сменной одеждой. Дайте малышу воду (её можно подкрасить пищевыми красителями) и множество баночек, он будет надолго занят.Открытие и закрытие баночек, подбор крышек для них по размеру. На внутреннюю сторону крышки можно наклеить разные картинки, это разнообразит игру.Игры с прищепками. Их можно цеплять на одежду малыша или картонные фигурки (как лучики солнца, лепестки цветов). Пусть ребенок отцепляет их, отрабатывает захват «пинцетом».Взаимодействие с песком или снегом на улице учит обращаться с лопаткой, копать, делать куличики.Занятие лепкой. Можно купить готовую массу или сделать домашнее слоеное тесто. Предложите скатать его в шарик, размять в лепешку, отщипнуть маленькие кусочки. Тесто можно раскрасить с помощью фломастеров или красок, спрятать в него небольшие игрушки, камушки.Пальчиковые краски. В этом возрасте дети многое тянут в рот, поэтому такое занятие подходит не всем. Важно использовать краски, предназначенные для малышей до года.

Старайтесь каждый день читать ребенку книги, показывать в них картинки. Просите найти героев или предметы, храните книжки в доступном для малыша месте, чтобы он в любой момент мог «почитать». Включайте музыку, детские песни, танцуйте, это даст ребенку много положительных эмоций и поспособствует его физическому развитию.

Приобщайте маленького помощника к домашним делам. Если убираете что – то, дайте ему тазик с чистой водой и игрушку, пусть попробует помыть. Можно попросить «почистить» стол или свой стульчик.

Об игрушках

Десять месяцев – тот возраст, когда большинство предметов домашнего обихода могут стать игрушками, поэтому не спешите покупать новые дорогие вещи. Активно используйте бумагу, воду, краски, крупы, муку, ленточки, крупные бусы, разнообразные коробочки и баночки.

Преобразуйте игры со старыми игрушками, ведь теперь возможностей взаимодействия с ними гораздо больше:

    Покажите, как работает игрушечный телефон, как по нему можно звать маму;Катайте сразу две машинки, издавайте звуки, завозите их в гараж, катайте на них куклы и мягкие игрушки;Катайте мячик, учите малыша его бросать;Прячьте погремушку, попробуйте дать ребенку задание найти её по звуку.

Среди новых и полезных приобретений по возрасту можно выделить:

    Пирамидку. Научите малыша собирать и разбирать её, совершенствуйте навык, объясняя разницу в размерах колец.Кубики. Из них можно строить башню, сортировать их по цветам.Различные мячики или «убегающие» игрушки, которые обеспечат физическую активность.Куклу. Даже если у вас мальчик, на модели человека он сможет изучать части тела.Музыкальные инструменты, лучшие варианты – это пианино и ксилофон. Они развивают связь между действием и звуком, улучшают двигательно – зрительную координацию, слуховое восприятие.Фигурки животных. С их помощью ребенок будет увеличивать свой кругозор.

Важно! Полезными и интересными для ребенка будут самодельные сенсорные коробочки. Их можно сделать из подручных материалов, использую различные фактуры, например, рис, камешки, пластилин, воду, ткань.

Полезные советы для родителей

В воспитании маленького ребенка родителям нужно везде успеть: физиология, психология, развитие, общение. При этом информации вокруг очень много, мамы и папы начинают теряться. Педиатры дают несколько советов, которые лежат в основе правильного ухода за малышом:

    Если у крохи есть зубы, обязательно приучайте его к небольшим кусочкам пищи, не используйте пюре слишком долго.Соблюдайте режим дня, прививайте ребенку основы порядка.Не лишайте чадо общения с другими детьми, старайтесь больше гулять на детских площадках.Не торопите карапуза в освоении каких – либо навыков, все дети индивидуальны.Больше общайтесь с малышом, пускайте его во «взрослые» дела.Помните, что все игры малыши воспринимают, как реальность, поэтому с пониманием относитесь к их эмоциональному состоянию.

10 месяцев – тот период, когда родителям нужно найти золотую середину между присмотром за малышом и возможностью дать ему самостоятельно изучать окружающий мир. Поощряйте стремления своего крохи, создавайте для него безопасное и доступное пространство, тогда он будет проводить время с максимальным интересом.

Источник: rebenokmama.ru

Разумка дома