Во второй год жизни ребёнок быстро растёт и развивается, активно познает окружающий мир и осваивает новые навыки и умения. В один год и десять месяцев малыш многое умеет, и его родители должны не только способствовать гармоничному развитию, но и отслеживать соответствие его темпов общепринятым нормам. Из данной статьи вы узнаете показатели, на которые следует ориентироваться.
Содержание
- Физические параметрыФизические навыкиБытовые навыкиИнтеллектуальные способностиРечьПсихоэмоциональная сфераСоциальное развитиеРежим дняПитаниеЗанятия и игры для гармоничного развитияМальчики и девочки: есть ли различия?Советы родителямЧто почитать
Физические параметры
Рассмотрим в таблице основные физические параметры для девочек, достигших возраста 22 месяца:
ПараметрСредние значенияРост (в см)82-90Вес (в кг)10,5-12,5Обхват груди (в см)47,9-54Окружность детской головы (в см)46-50,1
В следующей таблице рассмотрим средние нормы для мальчиков:
ПараметрУсредненные значенияРост (в см)83-91Вес (в кг)11-13,5Обхват детской головы груди (в см)48,5-55Окружность (в см)47,5-51
Эти значения усреднены, поэтому строго ориентироваться на них не стоит. Небольшие отклонения допустимы. Важно, чтобы вес и рост увеличивались пропорционально. Так, месячный прирост в среднем составляет 5-10 мм, а привес – 100-200 г.
Физические навыки
Физическое развитие в 22 месяца охватывает умения:
- долго ходить, не спотыкаясь и преодолевая препятствия;бегать и прыгать;подниматься по лестницам и спускаться с них;легко забираться на разные предметы (стулья, диваны, табуреты) и слезать с них, не падая;бросать и пытаться ловить мяч, пинать его ногами достаточно долгое время;стоять на одной ноге с опорой, удерживать баланс.
Бытовые навыки
Что должен уметь ребёнок в 1 год и 10 месяцев в плане быта?
- Использовать для употребления пищи ложку и вилку, пить из стакана или чашки.Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребёнок может надевать и снимать штаны и футболки. Возможны попытки обуваться, но пока малыш будет путать правую и левую ногу, не справится со шнуровками.Мыть с мылом руки, умываться. Также ребенок вытирается полотенцем.По назначению использовать горшок и контролировать свои физиологические потребности. Но некоторые дети в таком возрасте ещё носят подгузники либо периодически справляют естественную нужду в трусики (во сне, во время активных игр и увлекательных занятий).Убирать за собой разбросанные по полу игрушки. Также малыш может помогать делать уборку взрослым, например, пробовать мыть и подметать полы, стирать пыль с предметов мебели.Примитивно ухаживать за питомцами: предлагать им корм, наливать воду в миску, гладить, впускать домой и выпускать за дверь.Помогать по дому, выполняя несложные действия: доставать из стиральной машины белье и подавать его родителям, относить грязную посуду в раковину, приносить одежду для прогулок.
Интеллектуальные способности
Умственное развитие малыша включает такие важные умения:
- рисование линий или простых геометрических фигур карандашами или фломастерами;собирание сортеров или простых пазлов;построение простых конструкций из кубиков (небольших башенок, например);понимание и выполнение просьб, предполагающих несколько последовательных действий (пойти в спальню, взять машинку и принести её);идентификация и дифференциация простейших фигур (малыш может различать квадраты и круги);узнавание на фотоснимках близких людей и себя;ответы на задаваемые вопросы типа «Что это?», «Кто это?»;называние некоторых объектов и предметов, животных, частей тела;запоминание и воспроизведение простых мелодий;дифференциация контрастных размеров – маленьких и больших предметов;распознавание фактуры, массы и температуры предметов;улавливание интонации собеседников и реагирование на неё словами или эмоциями (радостью, тревожностью, расстройством).
Речь
В 1 год и 10 месяцев девочка или мальчик стремительно осваивает родной язык. Активный лексикон, используемый уместно и осознанно, включает от 50 слов до 100, у некоторых малышей до 200-300. Многие дети без проблем называют знакомые вещи и предметы, явления природы, события, части тела.
Ребенок может начинать говорить предложениями, последовательно соединяя от двух до четырёх слов. Некоторые малыши способны отвечать на вопросы, озвучивать желания и просить о чём-то.
Но речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс. Если ваш кроха в год и десять месяцев использует всего 5-10 слов, это считается вариантом нормы. Некоторые дети в таком возрасте практически молчат или бессвязно лепечут. Но в 22 месяца малыш должен понимать речь, то есть реагировать на слова. Если понимания и реакции нет, следует сообщить об этом педиатру, чтобы он дал направления к узким специалистам (неврологу, логопеду, отоларингологу).
Психоэмоциональная сфера
В 22 месяца ребенок развивается психоэмоционально, начинает взаимодействовать с окружающим миром. В таком возрасте идет формирование характера, которое может протекать непросто и требовать от родителей терпения и поддержки.
Кроха начинает понимать, что можно получать помощь. Например, когда сломалась любимая игрушка, или не удаётся достать какой-то предмет самостоятельно, ребёнок просит помочь родителя (словами, жестами, эмоциями).
В 22 месяца малыши любят оказываться в центре внимания, вызывать реакцию окружающих. Так, выполняя какие-либо действия, ребенок внимательно смотрит, как на это реагируют окружающие. Кроха способен демонстративно показывать свои умения и достижения, причем не всегда правильные и нужные: он может специально бросать предметы, прыгать с дивана.
Рассмотрим психоэмоциональные проблемы, с которыми могут сталкиваться родители малышей:
- Капризы. Дети в таком возрасте капризничают по разным поводам: в ответ на запреты, с целью получить что-то желанное, но недоступное. Дочка или сын может громко кричать и плакать, махать руками, кататься по полу, стучать кулаками. Как вести себя в таком случае? Использовать тактику выжидания. Просто спокойно подождите, пока малыш успокоится и поймет, что не получит то, чего хочет. Если каприз перерастает в истерику, успокойте кроху, обнимите, скажите ласковые слова. Также можно попытаться переключить внимание на что-то интересное. Но не потакайте капризному поведению, иначе оно будет использоваться в качестве инструмента манипулирования.Бессмысленные просьбы, например, обуть дома сапоги или снять шапку на улице в холодную погоду. Это связано с ограниченностью познаний. Если есть возможность, выполняйте просьбы. Так малыш будет понимать, что они бессмысленны и ошибочны, и это поможет осваивать новую информацию, дополнять и формировать картину мира.Демонстрация беспомощности. Уверенно ходящий и быстро бегающий ребенок может внезапно начать проситься на руки, и это тоже абсолютно нормально. Он понял, что родители больше не помогают перемещаться. Но крохе по-прежнему нужны поддержка и чувство защищенности. В такие моменты можно обнять сына или дочь, ласково поговорить, иногда взять на руки.Требования. Ребёнок может выбирать и просить только определенные игрушки, предметы одежды и посуды. Так он прощупывает границы дозволенного, пытается контролировать ситуацию и выявлять зону своего контроля. Если малыш соглашается есть только из собственной тарелки, не стоит отказывать в этом.Ярое стремление к самостоятельности. Ребёнок может становиться самостоятельным и отказываться от помощи. Иногда нужно помогать, но лучше делать это осторожно и ненавязчиво, чтобы кроха постепенно осваивал новые умения и не терял уверенность в себе.Отсутствие инстинкта самосохранения. Да, малыши могут намеренно или неосознанно создавать опасные обстоятельства, не понимая угроз. Родители должны всегда быть начеку и минимизировать риски.
Социальное развитие
Малыш тянется к сверстникам и всячески пытается контактировать с ними: играть, общаться, что-то делать вместе. Дети внимательно слушают разговоры взрослых и пытаются вникать в них. Малышам важна реакция близких людей, особенно папы и мамы: если кроха замечает одобрение, он воодушевляется и продолжает делать то, что делал.
Так как в два года многие детки начинают посещать детский сад, то к этому периоду нужно постараться подготовить малыша к общению со сверстниками. Посещайте детские площадки, обучайте сына или дочь базовым правилам поведения. Учите кроху делиться, не драться, не начинать конфликты, участвовать в коллективных занятиях и играх.
Режим дня
В возрасте 1 года и 10 месяцев малыш спит около 12-14 часов, а в остальное время бодрствует и познает мир. Ночной отдых длится от 10 до 12 часов. Днем ребенок спит один раз в течение 1,5-2,5 часов. Просыпаются дети по-разному: одни утром встают раньше, другие дольше спят. Но нужно постепенно готовить малыша к посещению детского сада и будить в одно и то же время.
В таблице рассмотрен примерный режим:
ВремяДействие8:00-8:30Пробуждение, утренняя гигиена, переодевание8:30-9:00Завтрак9:00-10:30Занятия дома10:30-10:45Сборы на прогулку10:45-12:30Прогулка12:30-13:00Переодевание, подготовка к обеду13:00-13:30Обед13:30-13:45Подготовка к дневному сну13:45-15:45Дневной отдых14:45-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи16:00-16:15Полдник16:15-17:00Занятия, игры дома, сборы на прогулку17:00-18:30Вечерняя прогулка18:30-19:00Переодевание, подготовка к ужину19:00-19:30Ужин19:30-20:30Общение, совместное времяпровождение20:30-21:00Подготовка к ночному отдыху21:00-8:00Ночной сон
Этот распорядок примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учетом особенностей и потребностей конкретного ребенка.
Питание
Питание в год и десять месяцев разнообразно. Если остальные члены семьи предпочитают здоровую пищу, можно переводить малыша на общий стол. Рацион обязательно должен включать крупы, рыбу и мясо, птицу, яйца (не чаще раза в два дня), свежие ягоды и фрукты, овощи, кисломолочные и молочные продукты, сливочное и растительные масла, хлеб (желательно пока только пшеничный, бездрожжевой). Под запретом сладости, полуфабрикаты, копчености, консервы, колбасные изделия, маринованные блюда, жирная и острая пища.
Предлагаем примерное меню:
- Завтрак: мультизлаковая каша на молоке с ягодами, детский чай.Обед: овощной суп, паровая котлетка, картофельное пюре, немного отварной тертой свеклы, кусочек хлеба, компот.Полдник: галетное печенье, любой фрукт (яблоко, груша), йогурт.Ужин: овощное рагу, отварная или тушеная рыба, сок.
Важно! Суточный общий объем пищи составляет 1200-1300 г.
Занятия и игры для гармоничного развития
Чтобы темпы развития соответствовали нормам, нужно активно и постоянно заниматься с малышом. Особенно полезны следующие игры и занятия:
- рисование восковыми мелками, безопасными пальчиковыми красками и карандашами;лепка из детского пластилина или солёного теста;игры с кинетическим песком или в песочнице;пение песен, танцы;развивающие игрушки: сортеры, пазлы, конструкторы с крупными деталями, бизиборды;чтение книг и рассматривание картинок;сюжетные игры с мягкими игрушками, куклами;занятия по авторским методиками (Монтессори и другим);потешки, короткие стишки, считалки;изучение фигур, цветов, новых предметов и животных (по картинкам или в реальной жизни);игры с мячом;прятки.
Мальчики и девочки: есть ли различия?
Есть ли различия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:
- Физические параметры. Обычно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.Темпы развития. Мальчики быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают говорить и осваивают горшок.Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают. Им важно осваивать пространство. Девочки склонны наблюдать и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и спокойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться. Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.
Советы родителям
Напоследок несколько рекомендаций родителям:
При любых явных нарушениях покажите малыша врачу.Регулярно делайте с крохой утреннюю гимнастику. Вместе выполняйте простые упражнения.Не забывайте о гигиене: умываниях и чистках зубов, стрижке ногтей, купаниях, очищении ушек.Не требуйте от малыша многого и не сравнивайте его с другими детьми.Чаще демонстрируйте любовь, участие и поддержку.Старайтесь приучать сына или дочь к горшку. Многие детки в таком возрасте готовы к этому. Но если процесс протекает со сложностями, прервите его или пересмотрите методику приучения.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, не только оценивайте его соответствие нормам, но и помогайте крохе, любите его и поддерживайте.
Что почитать
Ознакомьтесь и с другими полезными статьями о развитии малышей:
- Режим дня ребенка в 2 года по часам: дома и в детском садуКак научить ребенка различать цветаКак научить ребенка читать: правильные и быстрые способы
Источник: