В течение второго года жизни ребёнок активно развивается и познаёт мир. Задачи родителей – создавать благоприятную среду для роста и становления личности, а также своевременно замечать и по возможности устранять отклонения. Чтобы выполнять свои родительские обязанности, ознакомьтесь с нормами развития малыша в один год и восемь месяцев.
Содержание
- Физические данныеФизические навыкиИнтеллектуальные показателиПсихологические навыкиБытовые навыкиРечевое развитиеПримерный режим дняОсобенности питанияВоспитаниеПолезные игры и занятияДевочки и мальчики: есть ли разница?Возможные проблемыРекомендации родителямЧто почитать
Физические данные
Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.
В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:
Показатели роста (в см)Показатели веса (в кг)Описание параметраМенее 75,9Менее 8,1НедостаточныйМенее 78,6Менее 9,1Ниже нормы78,7-81,59,2-10Чуть ниже среднего81,6-8710,1-12,8Норма (средний)87,1-89,712,9-14,2Чуть больше среднего89,8-92,514,3-15,8БольшойБолее 92,6Более 15,9Не соответствует возрасту, крайне большой
В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:
Показатели роста (в см)Показатели веса (в кг)Описание параметраМенее 73,7Менее 7,5Недостаточный73,8-76,67,6-8,3Ниже нормы76,7-79,68,4-9,3Чуть ниже среднего79,7-85,69,4-12Норма (средний)85,7-88,612,1-13,6Чуть больше среднего88,7-91,613,7-15,6БольшойБолее 91,7Более 15,7Не соответствует возрасту, крайне большой Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.
Физические навыки
Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:
- устойчиво стоять на ногах, не падая;быстро ходить и бегать;идти задом наперёд или пытаться делать это;доставать с разных высот интересующие предметы;обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);прыгать на двух ногах;открывать двери;выдвигать ящики мебели;двигать и толкать предметы;играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).
Интеллектуальные показатели
Интеллектуальное развитие тоже стремительно. В 1 год и 8 месяцев ваш малыш:
- удерживает в руке карандаш, рисует линии, зигзаги, неровные овалы или круги;сосредотачивается на каком-то занятии;выполняет просьбы, в том числе сложные типа «возьми и принеси мне»;находит разные предметы в пространстве, называет их;различает объекты по некоторым формам и цветам, размерам;активно усваивает и хорошо запоминает новую информацию.
Психологические навыки
Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.
В год и восемь месяцев ребёнок:
- демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;пытается обозначать свои желания словами или жестами;слушает музыку и двигается под неё, подпевает;активно жестикулирует;меняет интонацию;играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);умело повторяет за взрослыми, подражает им;проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;
К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников. Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.
Бытовые навыки
Что должен уметь ребёнок, достигший возраста 1 год и 8 месяцев, в бытовом плане? Малыш должен становиться самостоятельнее, пытаться себя обслуживать. Вот основные бытовые навыки:
- самостоятельное употребление пищи;попытки самостоятельно одеваться;уборка игрушек на места;вовлечение в домашние дела (подметание, вытирание пыли);попытки умываться, мыть руки, чистить зубы;помощь родителям по их просьбам.
Речевое развитие
Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.
Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.
Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.
Примерный режим дня
Приведём в таблице приблизительный режим дня:
Временной промежутокДействия8:00-8:30Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур8:30-8:45Завтрак8:45-10:30Занятия и игры10:30-10:40Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался)10:40-12:30Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе12:30-13:00Раздевание, подготовка к обеду13-13:20Обед13:20-13:30Подготовка к дневному сну13:30-15:30Дневной отдых15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи16:00-16:15Полдник16:15-17:00Игры, свободное время, развитие17:00-18:30Вечерняя прогулка18:30-19:00Вечерний приём пищи19:00-20:30Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг20:30-21:00Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока.
Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.
Особенности питания
Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:
- мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;птица (индейка, курица);рыба: судак, сёмга, треска, хек;субпродукты (печень, языки, сердце);тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;масло (как сливочное, так и растительное).
Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное. Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции.
Примерное меню на день смотрите в таблице:
Приём пищиБлюдаЗавтракКаша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)ОбедОвощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктовПолдникТворог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)УжинОвощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.
Воспитание
Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.
Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.
Полезные игры и занятия
В год и восемь месяцев полезно проводить такие занятия и игры:
- чтение книг, рассматривание картинок;лепка из солёного теста или безопасного пластилина;пение песенок, рассказывание коротких стишков;рисование карандашами, пальчиковыми красками, мелками;ролевые и сюжетные игры с мягкими игрушками и куклами;сортеры, простые пазлы, конструкторы, мозаики;игры с мячом;танцы под музыку;занятия с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками;детские стишки-потешки;изучение разных форм и цветов предметов;изучение явлений.
Девочки и мальчики: есть ли разница?
Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.
Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.
Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.
Возможные проблемы
Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:
- Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития. С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.
Рекомендации родителям
Напоследок дадим общие рекомендации родителям:
Не стоит «подгонять» ребёнка под общепринятые нормы. Все дети индивидуальны.При явном и значительном отклонении от нормальных показателей расскажите о своих переживаниях врачу.Демонстрируйте любовь, заботу и поддержку.Постоянно общайтесь с малышом в любых ситуациях.Помните, что в таком возрасте дети балуются и шкодят, поэтому всегда будьте начеку и обеспечивайте безопасность.
Информация и советы из данной статьи помогут оценить навыки малыша, а также создать благоприятную обстановку для его гармоничного развития.
Что почитать
Обязательно загляните и в другие интересные разделы нашего сайта:
- Когда лучше всего отдавать ребенка в детский садикТоп 10 вредных продуктов для детей, от которых следует отказатьсяРежим дня ребенка в 2 года по часам: дома и в детском саду
Источник: