Все люди иногда злятся. Будь то легкое раздражение или вспышки гнева, но злимся мы каждый день. Однако у некоторых из нас злость совсем не вызывает никаких последствий. И под «последствиями» я подразумеваю состояние душевного истощения, снижение продуктивности труда, повышение кровяного давления, сжимание челюстей и последующий плохой конец. На языке буддистских монахов злость это «мешающая эмоция» или, другими словами, психологическое состояние, вызывающее страдания.
Смысл буддизма заключается в избавлении от страданий. Великий Будда сказал: «Сегодня, как и раньше, я буду учить вас одной вещи: природе страданий и тому, как их прекратить». Гнев приводит к страданиям. Сейчас вы скажете, что нам нужна эта эмоция. Быть может. Но во многих вещах, для которых, по нашему мнению, нам нужна злость (борьба за справедливость, избегание опасных ситуаций, самозащита), без гнева можно и обойтись. Сохраняя спокойствие, собранность и руководствуясь любовью вместо злости, мы тем самым становимся более проницательными, эффективными, жизнеспособными и более выносливыми перед лицом как личных проблем, так и проблем общего характера. Все что нужно, это найти способ высвободиться из лап гнева, когда они начинают тянуть нас на дно.
Ниже перечислены 5 способов, которые для этой цели предлагают нам буддистские монахи.
1. Посмотрите, что с вами делает злость.
Как говорил Будда, злой человек желает своему врагу плохого сна, потерь, быть отвратительным и настроить против себя окружающих. Но все эти вещи и так преследуют злых людей. Так, у рассерженного человека прерывистый сон, проблемы на работе, он чувствует себя несчастным, а другие обходят его стороной. И разве есть что-то более отвратительное, чем смотреть на разгневанного человека? Не верите? Тогда в следующий раз, когда будете злиться, просто посмотрите не себя в зеркало.
2. Найдите в человеке, на которого вы злитесь, что-то хорошее.
Без смирения вам не обойтись. Здесь Будда использовал метафору о жаждущем человеке, который идет в по следам слона в джунглях. Рано или поздно он все же находит след, наполненный водой. И тогда человек становится на колени, наклоняется и пьет. Когда мы злимся на кого-то, образ нашего обидчика искажается. Вместо него мы видим глупую, недоброжелательную личность с плохими намерениями. Мы не замечаем в ней ничего хорошего, и такое восприятие лишь подпитывает наш гнев. Но если мы сможем совладать со своим праведным гневом и станем на колени (в метафорическом смысле), то увидим во «враге» его положительную сторону. И враг уже не будет казаться столь плохим. А в нашу жизнь вернется спокойствие, открывая путь исцелению.
Практика доброжелательность помогает вам восполнить свои запасы доброты и приступить к работе над улучшением своего мировоззрения, приводя его в соответствие с глубинной истиной, напоминающей о скрытых сходствах между всеми представителями человеческого рода. Ведь каждый из нас так или иначе стремится к счастью и освобождению от страданий. Таким образом вы сможете очистить свое видение и разум, снижая вероятность нарастания гнева и научившись отстраняться от него, как только он подаст первые признаки своего существования.
Взято с ресурса