Мы не становимся умными лишь от того факта, что живём в век компьютеров и гаджетов, а не бегаем за мамонтами и не рисуем на скалах. Всё намного сложнее…
Общество
Автор Редакция На чтение 4 мин. Просмотров 153 Опубликовано 21.12.2019
На протяжении столетий люди становились все более умными и образованными. И так, казалось бы, должно было продолжаться бесконечно. Но в последнее время что-то пошло не так. Вместо того, чтобы становиться умнее, происходит всё наоборот: человечество медленно, но верно… глупеет.
Последние исследования ученых действительно свидетельствуют о возникновении этой проблемы. И с каждым годом результаты исследований все более тревожные. Например, последние данные, опубликованные в журнале PNAS, свидетельствуют о том, что средний индекс IQ людей сокращается на 7 пунктов с каждым поколением.
Учёные пришли к такому выводу, изучая данные о семейных отношениях и когнитивных способностях жителей Норвегии разных поколений. И действительно: ситуация ухудшалась год от года. Удивительно, но, несмотря на обилие информации и свободного доступа к ней, люди почему-то уже не становятся умнее. И это уже превращается в стойкую тенденцию во всём мире. Что с нами случилось?
Принимая во внимание масштабы развития человека за столетия, мы видим, насколько усовершенствовался его мозг. И вроде бы он должен приспособиться жить в таком сложном обществе, как сегодняшнее. В теории мы все должны становиться умнее год от года. Но этого не происходит. То есть автоматического роста интеллекта, которого все ожидали в связи с реальностями нашего общества, не наблюдается. Умными не становятся лишь от одного того факта, что мы живём в век компьютеров и гаджетов, а не бегаем за мамонтами и не рисуем на скалах. Оказывается, всё намного сложнее.
Как ни прискорбно, мы получаем «обратный эффект Флинна» (эффект Флинна — статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта (IQ) с течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру) . Улучшение показателей IQ человеческого рода по каким-то причинам приостановилось, а значит нам следует хорошенько задуматься о том, правильно ли мы используем свой мозг. Возможно, следует поработать над развитием и усовершенствованием тех навыков человека, которые вовсе не связаны с более высоким IQ.
Нужен абсолютно новый тип мышления! И учёные утверждают, что ему можно научиться. Но для этого требуются продуманные и направленные шаги. Например, уже сегодня существуют многообещающие результаты исследований процесса принятия решений врачами, которые позволяют предположить, что распространенных когнитивных ошибок можно избежать, если научить докторов новому мышлению. Это может спасти жизнь многих пациентов.
Но почему бы не научить этим навыкам детей ещё в школе, чтобы не приходилось, например, «переучивать» врачей, инженеров и других взрослых? Учёные из бизнес-школы Университета Лидса уверены, что изучение механизма принятия решений и исправления ошибок следует включить в школьную программу старшей школы по истории. Это не только повысит производительность студентов и научит рационально мыслить, но и поможет анализировать исторические факты более комплексно и глобально.
Другие исследователи и учёные настаивают на том, что необходимо как можно быстрее ввести курсы критического мышления в школах и университетах. Например, обсуждение распространённых теорий заговора учит студентов принципам правильного мышления. А именно: развивает способность выявлять общие логические ошибки и анализировать приведенные доказательства. После таких уроков студенты совершенно по-другому будут смотреть на мир. В будущем, став врачами, инженерами, политиками и прочее, они смогут более скептически относиться к дезинформации в целом, и фейковым новостям в частности.
А это значит, что человечество, вполне вероятно, снова станет «умнеть». И всё это благодаря развитию рационального и критического мышления. Эти навыки в современном мире являются чуть ли не самыми основополагающими, учитывая обилие информации, большая часть которой является манипуляторной или поверхностной. Как оказалось, одного лишь приобретения знаний, каким бы усердным и умным не был человек, недостаточно.
Взято с ресурса