Зачастую люди удивляются, узнав, что Конфуций, Мэн-цзы, Лао-цзы и прочие китайские мыслители не были стойкими приверженцами традиций, в чьих учениях говорилось бы о том, что высшее благо заключается в выборе для себя определенной социальной роли. Не были они и мирными мудрецами, проповедующими гармоничное сосуществование с природой. Их, скорее, можно причислить к числу любознательных и радикальных философов, разрушающих устои своего общества.
Они стремились сделать мир лучше путем расширения границ человеческих возможностей.
Середина первого тысячелетия до н.э. была непростой порой, поднимающей вопросы о том, как нужно жить, что такое этика и как построить идеальное общество. В отличие от знакомых нам западных философов, китайские мыслители не задавались серьезными вопросами. Их философия носила сугубо эмпиричный характер, основываясь на простых темах вроде того, как вы проживаете свой день.
Они подчеркивали, что большие перемены начинаются с выполнения повседневных задач, а их учения говорят о том, что большинство нынешних фундаментальных предположений о жизни просто уводят нас от истинного пути. Итак, какие же идеи и принципы мы считаем правильными, и что китайские философы предлагают нам взамен?
Прекратите попытки найти себя
Утверждение о том, что мы должны заглянуть внутрь себя и открыть свою истинную сущность, довольно популярно. Но китайские философы скептически отнеслись бы к понятию истинного «я», особенно абстрактного.
Они понимали, что люди – существа многогранные, которые развиваются, только если живут во внешнем мире, а не зацикливаются на себе. Наша личность формируется в результате наших деяний: того, как мы взаимодействуем с другими людьми, как реагируем на вещи, чем занимается.
Вы по-разному ведете себя в разговоре с матерью, младшим коллегой, стоматологом и близким другом. Все мы являемся сложными созданиями, которым ежедневно приходится сталкиваться с подобными себе. И каждое такое столкновение показывает нас с новой стороны.
То, кем мы есть, определяется нашими шаблонами поведения и эмоциональной рутиной, ставшей для нас делом привычки. А еще это означает, что перед нами существует множество возможностей того, кем мы можем стать.
Будьте неаутентичными
Согласно этому предположению, после того как вы познаете себе, вам необходимо быть искренним с собой. Однако первый среди известных китайских философов Конфуций, родившийся в 6-м веке до н.э., считал иначе.
По его словам, главная проблема аутентичности заключается в том, что она, вопреки распространенному мнению, вовсе не освобождает человека. Кем на самом деле является тот настоящий человек, которого, по вашему мнению, вы в себе открыли? Это всего лишь ваш слепок в определенный момент времени.
Если оставаться верным этому слепку и позволить ему определять вашу жизнь, то рано или поздно он начнет вас сдерживать.
Осознавая сложность своей личности и работая над ее совершенствованием, мы тем самым растем над собой. Например, вы растете, когда понимаете, что вовсе не являетесь буйным человеком только потому, что считаете себя вспыльчивым, или стыдитесь собственной интровертности.
Большинство навешиваемых на людей ярлыков объясняются их шаблонами поведения, которые при желании можно разрушить. Мы не просто те, кем себя считаем, но можем работать над тем, чтобы со временем стать лучше.
Придерживайтесь своих ритуалов
Обратной стороной нашего уважения к подлинности выступает подозрение в ритуальности нашего поведения или, другими словами, притворстве. Но разве не лучше быть самим собой?
Конфуций учит нас тому, что определенные ритуалы являются трансформационными, потому что разрушают устоявшиеся шаблоны поведения. Когда вы прячете злость за улыбкой или прикусываете язык вместо того, чтобы наброситься на врага, то притворяетесь, действуя более зрело.
Таким образом, мы культивируем в себе доброту и щедрость, а не становимся тем, кто пытается использовать свое право быть по-настоящему честным, но выражает при этом разрушительные эмоции.
Если повторять ритуалы снова и снова, позволяя поведению управлять нашими чувствами, а не наоборот, то в итоге мы становимся не только другими, но и лучше, чем прежде.
Смотрите на мир, как на нечто непредсказуемое
Мы привыкли проецировать на окружающий мир свою собственную неизменность и стабильность. Конечно, мы понимаем, что жизнь может меняться, но в то же время упорно продолжаем предполагать, будто мир является предсказуемым, и нам нужно всего лишь понять, как к нему приспособиться.
Если человек считает себя одаренным в математике, то он продолжает выбранный им академический путь. Если же ему кажется, что он не может жить без приключений, это влияет на его поиски партнера с такими же увлечениями.
Ученик Конфуция Мао-цзы (вторая половина 4-го века до н.э.) смотрел на мир, как на нечто непредсказуемое и состоящее из множества разных частей.
Мудрец советовал не избегать перемен и неожиданных поворотов – случайных разговоров, впечатлений, контактов с другими людьми, то есть всего того, что способствует расширению их горизонтов.
Вместо того, чтобы строить планы на будущее, Мао-цзы предлагал строить своего рода траектории движения.
Прекратите планировать свою жизнь
Что плохого в том, чтобы строить планы на жизнь? Когда вы планируете, вы тем самым принимаете решения, основываясь на будущем видении себя настоящего, а не того, кем вы хотите стать. Не нужно принуждать себя к важным решениям.
Последуйте совету Мао-цзы и начните с простых, но выполнимых решений. Так, если вы хотите сменить работу, разорвать отношения или переехать, принять решение будет намного проще, если вы испытаете что-то новое в более мелких масштабах. Обратите внимание на то, какие чувства это у вас вызовет, потому что именно они зададут новое направление вашей жизни.
Будьте слабыми
Еще одно популярное предположение связано с тем, что побеждают только сильнейшие. Нас с детства учат быть сильными и напористыми в своих желаниях. Но Лао-цзы в «Дао дэ цзин» («Книга пути и достоинства») говорит о том, что слабость более могущественна, чем сила.
Однако мыслитель говорит отнюдь не о пассивности. Наоборот, по его словам, на нужно осознать, что в этом мире все взаимосвязано. И это понимание может помочь нам гармонично сосуществовать с окружающими людьми.
Гармоничность способствует умению оказывать влияние. Так, вместо того, чтобы напрямую воздействовать на людей, вы начинаете замечать, как можно деликатно изменить ситуацию, чтобы у них не возникло чувства, будто вы пытаетесь доминировать.
Не зацикливайтесь на своих сильных сторонах
Общество поощряет старания человека раскрывать в себе таланты и сильные стороны, оттачивать их с самого раннего возраста. Если у вас были склонности к спорту, то вы наверняка играли в футбольной команде. Если вы любили читать книги, значит, впоследствии выбрали обучение на профильном факультете.
По мере взросления человек развивает свои врожденные способности до тех пор, пока они не становятся неотъемлемой частью его личности. Но если продолжать двигаться в этом направлении, то в конечном итоге вы забудете о существовании других вещей.
Чтобы избежать появления предвзятости, китайские мыслители призывают нас не думать о том, кем мы, по нашему мнению, являемся. Так, если вы считаете себя неуклюжим, начните танцевать. Если вам плохо даются иностранные языки, попытайте свое счастье в изучении, например, французского.
Цель здесь заключается не в том, чтобы стать лучше в определенных сферах деятельности, а чтобы начать смотреть на жизнь, как на серию разрушенных стереотипов. Ведь только так перед нами открывается возможность развиваться.
Долой осознанность!
Всем нам приходилось слышать, что осознанность способствует установлению внутреннего мира и спокойствия в условиях современной быстротечной жизни.
На первый взгляд, осознанность ничем не отличается от конфуцианского понятия внимательности к своим эмоциональным реакциям. Однако ее принципы (включая глубокий самоанализ и непредвзятое принятие обнаруженного) полностью противоречат тому, что на самом деле должна означать осознанность.
В отличие от буддизма, построенного на доктрине отрицания «я», конфуцианская идея самовоспитания предполагает активное участие в мирской жизни и самовоспитание посредством контактов и взаимодействия с окружающими. Она проповедует активный способ саморазвития человека на его пути к совершенствованию себя.
Переосмыслите привычное и настоящее
Современное предположение, лежащее в основе всех остальных, звучит следующим образом: мы вырвались из привычного репрессивного мира и теперь живем так, как сами того хотим.
Но если рассматривать привычный мир как тот, в котором люди пассивно принимают окружающее и пытаются приспособиться к устоявшемуся порядку вещей, то нас можно назвать традиционалистами. В таком случае наши предположения на самом деле лишают нас лучших возможностей.
«Дао дэ цзин» начинается со строк: «Путь, что ограничен целью, не есть Извечный Путь». Если вы считаете, что можете набросать для себя идеальный план своей жизни, тогда вы определенно сбились с «пути».
Вам нужно принять факт того, что вы являетесь сложными созданиями, которых постоянно тянет в самых разных направлениях, и развиваться мы можем только посредством работы над своими контактами с окружающим миром, новыми впечатлениями и реакциями на происходящее. Вы и весь ваш мир меняетесь к лучшему только с помощью небольших и простых шагов.
Перевод статьи — Forget mindfulness, stop trying to find yourself and start faking it via Клубер
Взято с ресурса