Как научить ребенка пересказывать прочитанное. Пересказ прочитанного текста – один из важнейших школьных навыков, он необходим для успешного обучения.
Обучение пересказу — это вид работы, направленный на развитие речи.
Пересказ — это связанная и выразительная передача прочитанного содержания.
Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:
-
Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай – перескажи текст» и замена ее на более сложную – «получение информации – ее обработка – пересказ».
Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.
Виды пересказа:
-
Подробный пересказ – это последовательное изложение содержания прочитанного своим языком, но с опорой на ключевые слова текста.
Как работать с этим видом пересказа вы узнаете в этой статье.
-
Сжатый пересказ — излагаются только ключевые события, но сохраняется последовательность и смысл. Данный вид пересказа позволяет отделять главное содержание от второстепенного.
Эти умения формируются при повторном чтении: выясняется ключевое содержание, затем проясняется второстепенное, выделяется основная мысль части и соотносится с главной мыслью произведения.
Сжатый пересказ предполагает выбор 2-3 предложений из каждой части.
-
Выборочный пересказ — требует умения отбирать содержание, связанное с определенным героем или темой, а также событием.
Творческий пересказ — изложение содержания от лица героя, возможно сочинение продолжения истории.
Какие ошибки допускают родители?
В процессе пересказа ребенка не нужно перебивать, если замолчал — задавать наводящие вопросы. Детям до 7 лет при возникновении проблем необходимо составлять последовательность вопросов, отвечая на которые получился бы пересказ.
Как работать над текстом?
После составления плана рассказа пересказываем первый раз, получилось не очень, нужны подсказки — то есть опорные слова, а еще лучше рисунки, которые подскажут ребенку последовательность событий в рассказе.
Пересказ с картинками
По таким картинкам легко восстановить текст и ребенок отвлекается, рисует, смеется и рассказывает, а потом хорошо запоминает содержание и рассказывает.
Рассказ «Лиса» с картинками
Источник: