Овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова. Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его.
Работа над пересказом состоит из нескольких этапов и каждый из них по-своему важен.
Подготовка к восприятию художественного текста, адекватно замыслу автора.
-
Перед прочтением рассказа необходимо обобщить жизненный опыт ребенка по проблеме произведения.
Так, например, при чтении рассказа «Акула»: формируем представление понятия о социально-исторических условиях, в которых происходят действие произведения.
Важно! Уточняем слова, без понимания которых трудно понять общий смысл текста.
Создание мотивации к слушанию.
-
Поставить проблему перед ребенком и сказать: «Теперь ты прочтешь и узнаешь, почему именно так автор назвал свой рассказ».
Первичное чтение произведения:
-
создание целостного представления о произведении,
помочь эмоционально почувствовать художественное произведение.
Какое впечатление на тебя произвел этот рассказ?
Чтение текста по частям и анализ каждой части (вторичное чтение):
-
помочь глубоко осознать текст,
понять его скрытое содержание,
формирование умения анализировать форму художественного текста, его язык,
видеть единство формы и содержания.
Обобщающая беседа — ее цель:
-
помочь понять идею, рационально оценить поступки героя,
установить связь основной мысли с жизнью ребенка,
формирование нравственной установки и образцы поведения.
Работа над текстом, после его чтения и анализа:
-
формирование выразительного чтения, речевых умений, связанных с пересказом.
Рассмотрим каждый этап на примере рассказа Николая Носова «Живая шляпа».
Источник: