Овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова. Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его.
Как научить ребенка понять смысл прочитанного?
В процессе восприятия произведения ребенок формирует у себя два отношения к содержанию: эмоциональное и рациональное.
Эмоциональное: ребенок делает какие-то образные, поверхностные обобщения, относительно к героям: понравился – не понравился
Рациональное: ребенок понимает подтекст, причины поступков героев, делает правильные выводы о событиях в произведении.
Поэтому необходимо учитывать, что ребенок сначала эмоционально воспринимает произведение, а потом его анализирует.
Для того чтобы у ребенка сформировался целостный образ произведения необходимо пройти 3 этапа:
Оценивание произведения целиком: происходит при первичном чтении.
Обдумывание деталей содержания, подробный анализ отдельных событий. Это происходит, когда читается текст по частям и анализируется текст подробно.
Обобщение содержания произведения, формирование целостного образа героев, идеи произведения.
Понимание произведения имеет свои особенности: ребенок воспринимает события, героев, как объективную реальность, а скрытое содержание, подтекст, обобщение остается для юного читателя непонятным. Поэтому взрослому необходимо устанавливать связь между произведением и жизнью ребенка, пытаться сделать так, чтобы он понял, как можно было поступить в той или иной ситуации.
Понимание художественного произведения.
Понимание художественного произведения имеет 3 уровня:
-
Понимание фактического содержания (фактов, предметов, явлений).
Фактическое содержание усваивается ребенком, если он понимает значение отдельных слов, предложений. Может соотносить предложения в тексте.
-
Понимание подтекста (усваивание скрытой информации)
Для понимания подтекста необходимо развивать логическое мышление ребенка, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Например: — «В саду тихо падали листья…»
— Какое время года описывается в рассказе?
-
Понимание авторского отношения к тому, что он изображает (смысл, идея произведения).
Для понимания авторского отношения, идеи произведения необходимо, чтобы ребенок переживал события вместе с героями, оценивал их поступки (этому способствуют вопросы взрослого).
Читайте подробнее в статье: Как научить ребенка пересказу текста?
Источник: