Как повысить технику чтения у ребенка?

Основные характеристики навыка чтения. Исправление ошибок, возникающие при чтении у детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Что такое навык чтения?

Основными характеристиками навыка чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Разберем каждый из них отдельно.

Правильность — 

это отчетливое произношение слов, их форм без искажения пропусков в соответствии с орфоэпическими нормами.

В детской речи можно встретить следующие ошибки:

    ребенок сокращает количество звуков в слогах: подозвал-позвал;
    неправ ставит ударение: звОнит-звонИт;
    может повторять слоги, слова при чтении, может прочитать неверно грамматическую форму: красивые-красивый;
    ошибки связанные с дефектом речи (шепелявит).

Все эти и многие другие ошибки могут приводить к искажению смысла текста, поэтому их нужно исправлять и предупреждать. Наиболее частой причиной ошибок у детей является еще не установленная техника чтения, им сложно прочитать длинные и незнакомые слова, ребенок часто читает «по догадке»: молотком-молоком.

Как исправить эти ошибки?

Если ребенок произнес неверно окончание слова в форме, но смысл при этом не искажается, то не прерывая, следует исправить ошибку взрослому и попросить повторить. Если же смысл текста из-за ошибки изменился – останавливаем читающего и просим перечитать или обратить его внимание к смыслу.

Для предупреждения ошибок при чтении нового текста полезно разобрать незнакомые для юного читателя слова: выписываем их отдельно, делим на слоги, ставим ударение и проясняем лексическое значение слова с помощью словаря, заодно учим работать с данной литературой.

Беглость

это скорость чтения, характеризующаяся объемом слов, прочитанных в минуту. Она напрямую зависит от правильности и сознательности чтения, если ваш ребенок читает с ошибками и не понимает смысла текста, у него не сформируется беглость.

Беглость зависит и от того, насколько часто ребенок читает. Необходимо стимулировать потребность к чтению, отбирать произведения, которые востребованы у ребенка или учить останавливаться на интересных местах, предлагать поразмышлять о дальнейшем сюжете.

 Приемы, позволяющие бегло читать:

    чтение текста в разном темпе (медленном, быстрым, скороговорочным);
    чтение за установленное время, с последующей проверкой понимания содержания;
    совместное чтение небольших отрывков текста, при котором темп задает взрослый;
    чтение скороговорок;
    многократное чтение столбиков слов;
    чтение слов с постепенным добавлением.

Сознательность

это понимание смысла читаемого текста, ему нужно уметь ряд действий:

1) понять лексическое значение слова,

2) соотнести слова в предложении,

3) соотношение отдельных предложений, понимание основной мысли содержания абзаца.

Сознательность может осложниться в силу возрастных причин ребенка: маленький словарный запас, они не всегда видят и понимают подтекст, плохо сформирована аналитико-синтетическая деятельность.

Как помочь ребенку?

    необходимо добиться правильности чтения,
    толковать значения трудных слов,
    актуализировать представления детей о тех событиях, которые изображаются в произведении, можно использовать иллюстрации.

Сознательность понимается на двух уровнях:

    понимание содержания: взрослый, с помощью вопросов добивается, чтобы ребенок понял фактический смысл, подтекст, идею произведения.
    ребенок понимает средства художественной выразительности, особенно художественный язык, то есть форму. В этом случае задам наводящие вопросы, чтобы ребенок их увидел.

 Выразительность

это чтение с правильной интонацией, когда читающий передает не только смысл, но и эмоции, чувства, изображаемые в художественном произведении. Для этого ему нужно овладеть элементами интонации. Выразительность чтения связана с сознательностью и правильностью, поэтому формирование этого навыка проводится после чтения и анализа.

 Средствами выразительного чтения является: интонация, темп, тембр, фразовое ударение. Ребенок не сможет выразительно читать, если если он глубоко не понимает мотивов речи.

Прежде чем требовать от ребенка выразительного чтения нужно проанализировать произведение, определить эмоциональное состояние героя, мотивы его речи, определить интонационные особенности определенного отрывка текста.

Приемы создания выразительного чтения у ребенка:

    образец чтения взрослого (можно использоваться записи, но не увлекайтесь, ребенку важны эмоции и живой голос);
    составление партитуры текста: расставление пауз, выделение ключевых слов в каждой фразе, подумать какие знаки препинания сигнализируют о интонации;
    следующий прием: обсуждение. С какой интонацией нужно прочит то или иное предложение;
    чтение по ролям: выделение героев, охарактеризовать их, можно сделать маски. Читайте всей семьей: устройте вечер поэзии;
    семейный конкурс выразительного чтения.

Чтение по ролям.

Источник: mamsik.net

Разумка дома