Последовательность составления плана произведения. Приемы определения заголовков.
План рассказа.
Cоставление плана рассказа важно для умения планировать свою деятельность, он поможет определить главное содержание от второстепенного, выделить ключевые моменты сюжета, формировать умение определить причинно-следственные связи. Для составления плана не подходят лирические стихотворения, рассказы диалоги, произведения, где события даны не в логической последовательности.
Последовательность составления плана произведения:
Устанавливается последовательность событий.
Текст разделяется на логически связанные части.
Определяется главная мысль каждой части.
Формулировка пунктов плана так, чтобы между частями устанавливались причинно-следственные связи.
Для детей младшего возраста план составляется устно под руководством взрослого. Можно воспользоваться готовыми иллюстрациями. Каждую картинку анализируем и соотносим с рассказом, (позже используем не готовые картинки, а спрашиваем у ребенка: какие можно нарисовать), затем выстраиваем их последовательность и придумываем название каждой иллюстрации.
Позже пункты плана записываем. Важно научить делить текст на части, обязательно вместе обсуждать почему именно здесь установлены границы. В скором времени ребенок будет сам делить текст, взрослый только обращает внимание, что мысль каждой части должна быть связана с основной мыслью текста.
Приемы определения заголовков.
Для определения заголовка части рассказа, нужно прочитать выделенную часть, найти в ней главное (если ребенок затрудняется, задавать наводящие вопросы), сначала можно предложить синонимичные заголовки и в последствии определить совместно заголовок из предложенных вариантов.
Заголовки могут иметь форму вопросов или утверждающих предложений.
Пример определения заголовков на рассказе «Акула» Льва Николаевича Толстого:
1 часть: «Все хотят купаться».
2 часть: «Плавание на перегонки».
3 часть: «Опасность».
4 часть: «Спасение мальчиков».
Читайте подробнее в статье: Как научить ребенка понимать смысл прочитанного?
Источник: