Знакомство с поэзией с рождения. Советы будущим родителям.

В каком возрасте необходимо начинать знакомство с поэзией. Как помочь ребенку выучить свои первые стихотворения. Советы опытных педагогов для родителей и их малышей.

Что выбрать для заучивания?

Существует большой репертуар песенок и считалок, который создавался веками, и, конечно, его необходимо передать детям. Малышам нужно как можно больше петь таких песенок. Сюрреалистические припевки, которые так обожают дети, представляют собой замечательное введение в страну поэзии и, кроме того, прекрасно развивают память. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты.

Все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: «Котя-котенька-коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и т.п. В один прекрасный день вы что-нибудь сочините сами, и эта песенка войдет в ваш домашний репертуар.

Например:

Баюшки-баю, все детишки спят,

Баюшки-баю, каждый на свой лад.

Спит медвежонок, лапку сосет,

Спит рачок-дурачок, задом наперед…

 

Вот и месяц молодой на небе уснул,

Облачко-пуховичок на нос натянул.

Спи, мой сыночек, слушай свою мать,

Ты их привычек не смей перенимать.

 

Не ложись, как рачок.

Ляг на правый, на бочок.

Одеяло на нос ты, как месяц, не тяни.

Спи, моя радость, спи, усни…

Или:

На меня ползет козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылек,

Будто я какой цветок…

Как выучить стихотворение наизусть?

Первый этап:

ребенок дополняет ваши фразы. В полтора-два года малыш уже начинает связно говорить. Если вы станете повторять ему короткие стишки нараспев, то очень скоро он научится заканчивать начатые вами фразы. Заниматься этим нужно каждый день, хотя бы понемногу. А какое удовольствие доставит вам обоим такое общение!

Второй этап:

предложите ребенку начинать стихотворные фразы первым. Когда малыш уже сможет заканчивать начатые вами стихотворные строчки, перемените тактику. Просите, чтобы он начинал фразу, вы повторяете ее, а ребенок затем говорит следующую строчку. То, что вы повторяете кусочек фразы, которую он только что произнес, служит ему как бы трамплином для ее продолжения.

Например:

Мама: На меня ползет…

Петя: козявка!

Мама: …козявка?

Петя: Будто я какая…

Мама: …будто я какая?

Петя: травка!

Мама: …травка?

Петя: И садится мотылек…

Мама: …садится мотылек?

Петя: Будто я какой…

Мама: …я какой?

Петя: цветок!

Мама: Будто я какой цветок! Ура!

Конечно, этот прием можно применять только в случае, когда вы уверены, что ребенок знает стихотворение наизусть, но еще не может сам рассказать его.

Настоящая поэзия.

Когда ребенок сможет пересказать много маленьких стихотворений с вашей помощью, переходите к настоящей поэзии. Можете начать с басен Крылова. Читая новое произведение, обязательно объясняйте ребенку неизвестные ему слова «простым языком».

Первая басня.

Чтобы предложить ее ребенку, очень важно самому хорошо знать эту басню. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят «Ворону и Лисицу». Эта история о тщеславии и лести достаточно сложна, однако благодаря диалогу и оспариваемому куску сыра басня эта «работает» хорошо. Нужно учесть, что если начинаешь читать и объяснять такую басню полутора двухлетнему ребенку, то он долго будет рассказывать ее не очень правильно; эта басня станет пробным камнем, она введет малыша в прекрасный и сложный мир поэзии.

В каком возрасте начинать?  

Как и в прочих случаях, возраст, о котором идет речь, совершенно не является догмой. Можно начинать гораздо позже. Заниматься с ребенком чем-то новым нужно только тогда, когда родитель чувствует, что наступил соответствующий момент и для малыша, и для него самого. Когда я говорю о возрасте полутора-двух лет, то это, по моему мнению, и опыту, тот минимальный возраст, когда может возникнуть настоящее общение.

Тем, кого пугает сама мысль выучивания текста наизусть, я могу сказать, что этот процесс совершенно несложен, особенно когда он оправдан. Если вы вообще хотите научить чему-нибудь своего ребенка, то в ваших занятиях должна быть какая-то цель. Лучше вообще не делать ничего, чем делать по обязанности.

Как научить ребенка басне.

Вы выучиваете басню наизусть сами и делаете к ней рисунки, не требующие никакого особого таланта, так как они просто отражают развитие сюжета.

Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему, например, «Ворону и Лисицу», но возможно более выразительно. Не стесняйтесь прибегать к театральным эффектам. Ваш малыш — самая лучшая для этого аудитория.

Разрешайте себе любую напыщенность и преувеличения, которые вы обычно не допускаете. Если ребенку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по порядку и расскажите басню, как сказку. Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребенка выражения. Вводите выражения из прочтенных басен в повседневную жизнь, тем самым еще раз повторяя смысл прочитанного.

В скором времени можно переходить к самостоятельному изучению книг, подробнее в этой статье.

Источник: mamsik.net

Разумка дома